Проект «Эко-эффективный туризм» доказывает выгодность внедрения экологически чистых технологий

3 июня 2013 г.

30 мая 2013 г. в Сортавале состоялся второй обучающий семинар "Эко-эффективные технологии в туризме", в ходе которого были представлены существующий опыт и лучшие российские и зарубежные практики по обустройству мест отдыха вдоль популярных туристских маршрутов. Первый аналогичный семинар прошел 22 апреля 2013 г. в Пряже.

В семинаре приняли участие сотрудники Администрации Сортавальского района, предприниматели, специалисты и общественные деятели, занимающиеся развитием сферы туристических услуг в районе, а также студенты Сортавальского колледжа, которым как раз  предстоит в ближайшем будущем на практике внедрять эко-эффективные технологии в туризме.

 

 

Участникам семинара была представлена насыщенная программа. С приветственным словом выступил Глава Сортавальского района Леонид Гулевич, который подчеркнул важность взаимодействия органов местного самоуправления с международным экспертным сообществом в развитии туристкой инфраструктуры.

В ходе первой части семинара местные эксперты и предприниматели ознакомили гостей с тем, как концепция эко-эффективности реализуется на сегодняшний день в Сортавальском районе. Директор компании "Колмас Карелия" Александр Артемьев поделился с молодыми специалистами историей успеха своего предприятия и тем, как под его руководством развивался горный парк "Рускеала".

Тему эко-эффективного развития экскурсионных маршрутов, преимущественно подземных, в том числе в парке "Рускеала", продолжил представитель Ленинградского отделения Русского географического общества Антон Юшко, который уже в течение долгого времени занимается исследованием этого уникального природного объекта, привлекающего с каждым годом все больше туристов. Он подчеркнул, что Россия сегодня, несмотря на серьезный задел в спелеологических исследованиях, серьезно отстает от развитых стран мира в прикладной спелеологии, а именно охране и использовании пещер. А ведь каждый качественно оборудованный для посещения подземный объект сразу становится туристической доминантой. Таким образом, каждый современный подземный музей может стать прекрасным стартовым пунктом в брендинге территорий. Именно этот подход мог бы стать ключевым и для Сортавальского района.

Идея развития туристского потенциала Северного Приладожья на базе уникальных геологических и горно-индустриальных объектов нашла отражение и в выступлении представителя Сортавальского краеведческого музея Игоря Борисова, который также обратил внимание собравшихся на необходимость повышения доверия к власти, без которого не возможно устойчивое развитие территорий.

Эту мысль поддержали и финские эксперты, которые поделились своим опытом повышения экологической эффективности, где большую роль играет государство, которое на важных туристских объектах чаще всего выполняет глобальные инфраструктурные работы, а предприниматели предоставляют услуги. Представители Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Северной Карелии Тимо Хокканена и Дэйзи Силвеннойнен, а также сотрудник Центра окружающей среды Финляндии Суви Кярмениеми в своих докладах также рассказали о том, как мотивировать бизнес к использованию эко-эффективных технологий и какие способы используются в Финляндии для привлечения инвестиций на развитие природного туризма.

В заключительной части семинара эксперты Института экономики Карельского научного центра РАН - Екатерина Биктимирова, Евгений Жирнель и Артем Шишкин - представили практические рекомендации для местных специалистов и будущих предпринимателей по рациональному использованию рекреационного потенциала территорий и грамотному подходу к построению и маркетингу бизнеса в сфере туризма.

Главным лейтмотивом выступлений и ярких дискуссий семинара стала мысль о том, что внедрение экологически эффективных технологий, несмотря на существующие в России сложности и ограничения, неизбежно. Ведь в конечном итоге каждый рубль, вложенный в повышение эко-эффективности, приносит многократную отдачу в виде снижения издержек и роста прибыли. Зарубежный опыт показывает, что эко-эффективность – это часть бренда, который может быть хорошо продан туристу. Однако все же нельзя забывать, что турист платит за красивый вид из окна своего коттеджа, а не за установленный в нем энергоэффективный тепловой насос. Поэтому важно найти баланс между внедрением экологически чистых технологий и естественной привлекательностью мест отдыха.

Фото: А. Юшко

См. также: http://pryazha.ticrk.ru/ru/project/gallery_6409/