Разработка моделей устойчивого управления рекреационными зонами активного туристского использования

17 июля 2013 г.

Евгений Жирнель

Институт экономики КарНЦ РАН

Сбор информации и оценка текущей ситуации на пилотных и сопутствующих территориях

В концепции Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2016 гг.)" (распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 г. N 1230-р) определенно что, одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание условий для путешественников на автомобилях, развитие сети придорожного сервиса, влияющих на динамику международных, межрегиональных экономических и культурных связей.

В настоящее время в Карелии успешно развиваются несколько туристских направлений:

  • курортно–оздоровительный,
  • экологический,
  • культурно–исторический;
  • спортивный туризм.

На основании стратегических документов территориального планирования и развития туризма в Республике Карелия, пилотными территориями, обладающими туристско-рекреационным потенциалом для развития экологического туризма, выбраны Пряжинский национальный и Сортавальский муниципальные районы. Пилотные территории проекта предполагает задействовать по отдельности, так и совместно при разработке экологических курортов в рамках реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» (2011—2018 гг.) и обустройства международного туристского маршрута "Голубая дорога" по территории Карелии.

В рамках проекта осуществлена социально-экономическая и экологическая оценка существующих туристско–рекреационных ресурсов и объектов показа Пряжинского национального и Сортавальского муниципальных районов РК позволяющая, обосновать необходимость расположения на данных территориях новых объектов придорожной инфраструктуры, способствующих развитию экологического туризма.

В ходе работы над первым этапам проекта выявлены основные проблемы развития туризма в Республике Карелия и на пилотных территориях:

Обслуживание туристского потока:

  • Несоответствие цен качеству предоставляемых услуг;
  • Узкий ассортимент предложения туристских услуг;
  • Сложность самостоятельного планирования маршрута для туристов;
  • Низкий уровень развития инфраструктуры.

Социально-экономическое развитие территории:

  • Экологические риски.
  • Неразвитость энергетической инфраструктуры для инвестиционных проектов в сфере туризма.
  • Низкая вовлеченность местного населения в процесс оказания туристских услуг.

В ходе совместной работы на 1 этапом проекта:

  • обобщен отечественный опыт, обследования дорог и режимов движения в зоне площадок для стоянок автомобилей,
  • сформулированы основные положения о значении площадок для стоянок, совмещении площадок для стоянок с существующей и планируемом туристско-рекреационной инфраструктурой.
  • проведен анализ нормативно - правовой базы федерального регионального уровня по проектированию и обустройству площадок для кратковременных и долговременных остановок туристов.

В рамках проекта предложена методика оценки мест кратковременной и долговременной остановки туристов, которая апробирована в ходе реализации организации проведения экспедиция по исследованию пилотных территорий проекта. Разработаны критерии оценки для возможности сравнения и выбора мест кратковременной и долговременной остановки, которые планируется оснастить в рамках проекта необходимой инфраструктурой. В качестве критериев оценки выбраны:

  • Удобство расположения места, его доступность с разных полос дороги (min – 1 балл; max – 10 баллов).
  • Привлекательность места и его видеоэкологические характеристики (min – 1 балл; max – 10 баллов).
  • Обустроенность места и наличие инфраструктурных объектов (min – 1 балл; max – 10 баллов).
  • Решенность вопросов собственности на землю (min – 1 балл; max – 10 баллов).

Интегральная оценка мест оценивалась по четырем предложенным критериям по 10-бальной шкале с последующим расчетом среднего арифметического. На основании результатов оценки мест по предложенной системе критериев наиболее привлекательными местами (со ср. значением – более 8,0 баллов) являются:

Пряжинском национальном муниципальном районе:

  • Кафе «Старая кузница», пгт. Пряжа;
  • площадка в п. Крошнозеро;
  • площадка в п. Колатсельга;
  • пляж «Длинный», с. Эссойла;
  • съезд к берегу р. Тулемайоки;

Сортавальском муниципальном районе:

  • Залив Кирьявалахти
  • Кафе «Магистраль».

В рамках разработки оптимальных моделей управления для питлотных территорий прорабатываются стратегические механизмы и инструменты, направленные на сближение культур северных народов, знакомства с туристско-рекреационными достопримечательностями, одним из которых предложен дорожный путеводитель. Концептуальная проработка дорожного путеводителя по пилотным территориям осуществлена на первом этапе проекта.