Кярмениеми Суви
Хейккиля Раймо
Центр окружающей среды Финляндии
(подразделение в г.Йоенсуу)
Вдоль трасс Северной Карелии, включая «Голубую дорогу», трассы 6, 9 и 74, расположено достаточно много стоянок. Расстояние между ними составляет около 10 километров. И все же, простого наличия этих многочисленных придорожных стоянок недостаточно, если они не организованы и не содержатся должным образом. По этому вопросу существует множество решений, но и проблем немало.
В Северной Карелии придорожные стоянки обычно не оборудованы, например, мусорными контейнерами или туалетами. Раньше все это там было, но большой проблемой стало их нецелевое использование вследствие недостатка контроля и просвещения. Местное население выбрасывало бытовой мусор в контейнеры, предназначенные для удобства автомобилистов. Кроме того, имел место вандализм в вечернее и ночное время: местная молодежь нередко ломала установленные там конструкции.
На некоторых стоянках в Северной Карелии установлены информационные щиты, на которых даны сведения о туристских услугах, а также всегда есть карта территории. Такие щиты и карты зачастую являются единственной возможностью рассказать обо всех важных услугах, предлагаемых на данной территории. Кроме финского языка, информация часто дублируется на английском, но редко на русском. Это составляет проблему, учитывая большое число русских туристов в Северной Карелии. Важным моментом является также регулярное обновление информации и содержание щитов в порядке. Для создания и содержания качественных информационных щитов необходимо сотрудничество между Дорожной службой (Тиехаллинто), муниципалитетом и предприятиями.
При планировании стоянок и их обустройства следует продумать, кто будет отвечать за их содержание. Кто будет вывозить мусор и чистить туалеты, и куда будут вывозиться эти отходы? Какой тип сухих туалетов лучше подойдет для данной стоянки? Какова в этом месте интенсивность транспортного потока или, скажем, каков спрос на разного рода удобства? Вариантов решений много. Придорожные услуги может организовать муниципалитет, но за них могут отвечать также местное сообщество, частные компании или Дорожная служба. В Северной Карелии содержанием таких стоянок занимается Дорожная служба. Она же собирает информацию об интенсивности дорожного движения. Этот орган предоставляет полезную вспомогательную информацию о ситуации на дорогах и помогает принимать верные решения.
В Северной Карелии заправочные станции в значительной мере заменили придорожные стоянки. Вдоль трасс расположено большое число АЗС. Среднее расстояние между ними – около 30 километров. Здесь можно воспользоваться туалетом, выбросить мусор в контейнеры, заправить машину, поесть и приобрести еду и напитки. Кроме того, у АЗС расположены некоторые информационные щиты. По сравнению с придорожными стоянками, заправочные станции находятся под хорошим контролем. Хозяин АЗС отвечает за уборку и обращение с отходами. Станции часто снабжены видеокамерами, что снижает вероятность вандализма. Примером хорошо организованной АЗС является станция у деревни Коверо в районе Тууповаара. Кроме туалета, заправки и кафе, здесь есть пункт сбора отходов для переработки, снабженный подробными инструкциями. На станции можно также оставить старую автомобильную резину. Еще во дворе станции есть информационный щит и навес со столом и скамейками, которым можно пользоваться бесплатно. Есть здесь и уличный сухой туалет: им могут воспользоваться те, кто останавливается у станции ночью, хотя сама заправочная станция закрыта. Все это делает данную станцию хорошим местом для остановки и отдыха.
Несмотря на обилие АЗС вдоль трасс, проблемы на придорожных стоянках остаются. В отсутствие мусорных контейнеров, люди выбрасывают мусор на землю. Поэтому на стоянках достаточно грязно. Следует все же установить некоторое количество мусорных контейнеров и сухих туалетов, и организовать их регулярное обслуживание и контроль. Имело бы смысл также установить на этих стоянках информационные щиты, рассказывающие туристам, например, куда следует выбрасывать мусор и как происходит обращение с отходами в Финляндии. Важно также, чтобы текст на этих щитах был, как минимум, на финском, английском и русском языках.
Таким образом, в Северной Карелии ответственность за данные объекты во многом перешла от Дорожной службы к частным предпринимателям. Неплохим решением является размещение всего необходимого на заправочных станциях. Там можно контролировать поведение людей, следить за чистотой и порядком, а также предлагать прочие услуги и информацию на той же площадке. Однако, отказываться от придорожных стоянок из-за большого числа АЗС в Северной Карелии не следует, ведь люди пользуются и стоянками, особенно если те находятся в красивом месте. Если такие стоянки будут чистыми и удобными, это сделает Северную Карелию более привлекательной для туристов. Для этого, среди прочего, нужно организовать просвещение людей и информационные материалы на стоянках. Более того, информация должна быть на нескольких языках.