Разработка оптимальных моделей управления рекреационными зонами открытого типа (в рамках проекта «Эко-эффективный туризм»)

7 декабря 2012 г.
Развитие сети придорожного сервиса является важным условием, определяющим качество межрегиональных экономических и культурных связей. Современные виды туризма подразумевают повышенный уровень комфортности туристов на всем пути следования, включая наличие придорожных гостиничных комплексов, «зеленых стоянок» для экскурсионных автобусов, оборудованных стоянок для любителей караванинга, размещение информационных указателей.
 
В концепции Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2016 гг.)", определенно, что одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание условий для путешественников на автомобилях, развитие сети придорожного сервиса, влияющих на динамику международных и межрегиональных связей. По прогнозам Министерства транспорта России, число путешествующих по стране на автомобилях составит к 2015 году около 5 миллионов. В экономике Карелии, среди всех видов транспорта, автомобильный транспорт занимает второе место по объемам перевозок.
В основном из уже размещенных объектов дорожного сервиса можно выделить (по видам сервисных услуг) три типа:
  • обслуживающие только автомобилистов - такие объекты, как АЗС, СТО, пункты питания, магазины автозапчастей, мойки;
  • обслуживающие пассажиров - автобусные остановки, пешеходные переходы;
  • обслуживающие всех участников движения - магазины (продовольственные и промтоварные), оптовые рынки, кафе и рестораны.
С точки зрения отрасли туризма, туристы относятся к 1 типу, так как могут воспользоваться услугами как АЗС, так и придорожных кафе (в большей мере это зависит от направленности тура).
 
 
В существующей мировой практике по выработке оптимальных моделей сохранения природного и культурного наследия, развития экологического туризма, с учетом региональных особенностей и возможностью применения в российской практике муниципального управления активами территорий, следует выделить:
1 модель - создание особых зон развития, в том числе особо экономические зоны туристско-рекреационного типа регионального значения и сервисных зон, расположенных на съездах с автомагистралей.
2 модель - австралийская модель экотуризма, для которой характерно развитие туризма в малоизменённой и слабонарушенной природе, на особо охраняемых территориях с основными целями - познание природы, отдых на природе с эстетическими целями. Примерами являются: парки-резерваты, трансграничные парки
3 модель - западноевропейская модель «мягкого» - природно-ориентированного, экологически и социально ответственного - туризма, реализуемого в культурном ландшафте, нацелена на сохранение культурных ценностей территорий.
4 модель - бразильская, направлена на сохранение национальных ценностей с включением в данный процесс помимо государственных органов власти, также научно-исследовательских институтов, представителей юстиции и общества. Международным инструментом данной модели выступают государственные или частные национальные фонды или ассоциации, имеющие целью поощрять пожертвования для охраны культурного и природного наследия.
 
При разработке оптимальной организационно-правовой модели управления для пилотных территорий, в рамках проекта «Эко-эффективный туризм», учитывались возможности применения финансовых и управленческих инструментов, в том числе на уровне муниципального района и сельского поселения:
  • Разработка муниципальной программы по развитию автомобильных дорог местного значения, как возможного инструмента получения субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения из средств регионального дорожного фонда
  • Создание института доверительной собственности по сохранению историко-культурного и природного наследия.
  • Резервирование и изъятие земельных участков под строительство объектов придорожного сервиса.
  • Предоставление земель под строительство объектов придорожного сервиса на основании торгов
  • Определение формы разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию на территории муниципального района
  • Утверждение методики определения ставок арендной платы муниципального имущества.
  • Применение государственно-частного и муниципально-частного партнерства, как механизма взаимоотношения государства, бизнеса и населения, через заключение договоров
 
            В рамках международного проекта «Эко-эффективный туризм» планируется разработка оптимальных организационно-правовых моделей управления для пилотных территорий Республики Карелия с проработкой стратегических механизмов и инструментов, направленных на сближение культур северных народов, знакомство с туристско-рекреационными достопримечательностями. Уникальность природных и культурных памятников Карелии, риски возможных утрат аттрактивности северных территорий необходимо учитывать при заключении контрактов между муниципальными образованиями, международными инвесторами и предпринимателями в сфере развития экологического туризма.
 

 

Скачать полный текст статьи Чубиевой И.В. Разработка оптимальных моделей управления рекреационными зонами открытого типа (в рамках проекта «Эко-эффективный туризм»)